суббота, 7 января 2012 г.

Пуанты



Балерины словно рождаются в этих атласных туфлях с твердым носком. Великая Ольга Спесивцева станцовывала их за сезон до тысячи пар. Другая великая, Агриппина Ваганова, считала их важнейшей составляющей классического женского танца. Пуанты как люди. Зовутся по-разному: "ковками" и "касками" в Петербурге, "пальцами" в Москве. Послужив, старятся и становятся "мертвыми". Узнав чуть больше о пуантах (от французского pointe - точка, острие), читатель "КИ", несомненно, станет поклонником высокого искусства танца, невозможного без этой восхитительной балетной обуви. 


"Жизели" - одни, "Спартаку" - другие
В танце на пуантах главное - апломб. Не тот, о котором вы подумали: апломб – это балетный навык удерживать равновесие в разных позах, стоя на кончике пальца по два-три такта. И тут все зависит от "пятачка" - кружка на острие пуанта, что делает его устойчивым. Чтобы "пятачок" не скользил по сцене, его и подошву натирают канифолью. 
- В подходящих именно тебе по ширине, глубине и мягкости-жесткости пуантах чувствуешь себя почти как босиком. Но прежде балерина должна разносить их, как обычную обувь, чтобы сели по ноге, и "разбить" под себя носок. А еще - приложить к пуантам руки: подбить кусочком ткани или обшить "пятачок" нитками, чтобы не лохматился, сделать петлю-перетяжку внутри туфли со стороны пятки (она прижмет обувь к ноге, чтобы не было "ушей") и, наконец, пришить ленты-тесемки, - объясняет ведущая солистка Краснодарского театра балета Юрия Григоровича заслуженная артистка Кубани Ирина Зотова. - Артистке кордебалета требуется в месяц три пары, солистам - четыре-пять: дольше пуанты не служат. Театр заказывает их в известной московской фирме Grishko, где делают такую обувь для 80 стран мира, или по каталогу в нашем ее представительстве. Одна пара стоит от 750 рублей до нескольких тысяч. 

Для каждого балета с определенным типом хореографии предназначаются разные по жесткости и типу пятачка туфли. Балерины даже помечают их с внутренней стороны названиями спектаклей: "Лебединое озеро", "Спартак", "Баядерка". 
- Партию Мирты в "Жизели", где много апломбов, я рекомендую танцевать в пуантах с устойчивым пятачком, остальные - в другой обуви, но обязательно учитывающей особенности танца. Когда находишь "свои" пуанты, на них надо молиться: однажды на гастролях забыла свои дома и танцевала в чужих. Совсем не то! А еще, если пуанты падают на пол, это считается плохой приметой: спектакль не пойдет, - уверена Ирина, - поэтому следует на них посидеть.
Хороший "стакан" стоит сам
- Наши обувные мастерские делают пуанты разных размеров, но в небольшом количестве: работа сложная и занимает много времени, - рассказывает директор художественно-постановочного комплекса творческого объединения "Премьера" 
им. Л. Гатова заслуженный работник культуры Кубани Валентина Тимохина. - Их собирают из нескольких слоев бязи и мешковины, склеенных между собой. Твердый носок пуанта, его называют "коробочкой" или "стаканом", - это не дерево или пробка, как думают, а тоже проклеенная ткань. Благодаря ему сбалансированный хороший пуант может стоять самостоятельно. 
Умению шить пуанты нигде не учат: мастерство сборки балетных башмачков передается из поколения в поколение. Сначала выкраиваются все детали из ткани, а из кожи вырезается заготовка для подошвы, затем они сшиваются между собой. После в носок пуанта вклеивается "коробочка", а дальше мастер должен аккуратно и быстро - чтобы детали не сместились и не запачкали клеем атласный верх башмачка - вывернуть с изнанки на лицо. После специальным молоточком надетому на колодку пуанту формуют носочную часть и отправляют его примерно на пятнадцать-шестнадцать часов в сушилку, где он "загорает" при температуре 55 градусов. После нее остается только вложить в пуанты гибкие супинаторы. 
Балетная обувь все время эволюционирует. В эпоху Анны Павловой пуанты были уже и только из блестящего атласа, сейчас их делают матовыми, чтобы зрительно удлинить стопу, и всех мыслимых цветов. Придуманы даже "бесшумные" пуанты из специальной ткани, разработанной специалистами Акустического института им. академика Андреева при Государственном научном центре РФ: их "стакан" поглощает звук от столкновения пуанта с деревом сцены при приземлении балерины после прыжка. Есть и влагостойкие tropic рroof, не теряющие форму даже во влажном климате. 
Следы "испанского сапожка" 
Балерина проводит на пуантах большую часть своей профессиональной жизни. Две трехчасовые репетиции в день или разогрев, а затем идущий около трех часов спектакль, за который исполнительница главной партии "наматывает" по сцене до одиннадцати километров! 
Нетрудно представить, сколько балетных травм получают артисты - стертых в кровь пяток и пальцев от новых неудачно выбранных пуантов, из-за чего артисты выбывают, случается, из строя на месяц или танцуют "со звездами в глазах". Зато пальцы танцовщиков становятся стальными: известен случай, когда человек, напавший на балерину Марию Тальони, получил от нее удар такой силы, что умер на месте. 
- За двадцать лет работы на сцене стопа балерины деформируется: пуанты в этом случае можно сравнить со знаменитым орудием пытки "испанский сапожок", - считает заведующий травматолого-ортопедическим отделением горбольницы № 3 Эдуард Голубченко. - Ведь длительное стояние на носках в обуви без опоры для пятки открывает дверь плоскостопию, артрозу и больным суставам, а гипернагрузки - стойким отекам. 

Немного истории
До пуантов танцевали в туфлях на каблуке по моде эпохи Людовика ХVI или в греческих сандалиях. Стремясь к воздушности, балерины поднимались на пальцы (отсюда термин sur les pointes, танцевать на кончиках пальцев): для этого они клали в туфли кусочки пробки. Такую хитрость вместе с лонжами, помогавшими "летать" над сценой, в 1796 году использовал француз Чарльз Диделот. Ему вместе с итальянцем Карло Блазисом, описавшим эту технику танца в книге "Танец Терпсихоры", приписывают изобретение пуантов. Первой балериной, танцевавшей в 1830-м балет "Зефир и Флора" только на пуантах, считается итальянка Мария Тальони. После гастролей в Петербурге поклонники купили ее обувь и... съели с соусом. "Не отсюда ли происходит выражение "говядина как подошва", которое мы столь часто слышим в ресторанах?" - размышлял историк балета Александр Плещеев. Первой русской балериной на пуантах в 1840-е годы стала прима Большого театра Екатерина Санковская. 
К слову
"Круженьем на пуантах" (фр. torsade de рointes) называется одно из достаточно распространенных сердечных заболеваний - желудочковая тахикардия.

Кстати
Солисты Большого театра Светлана Захарова и Николай Цискаридзе танцуют в пуантах с менее острым пятачком: так легче переходить со стопы на пальцы и обратно. Диана Вишнева и примы Мариинского театра носят отечественные пуанты лишь на репетициях. В театре балета Бориса Эйфмана в ходу модели "Классика" и "Возрождение". 

Комментариев нет:

Отправить комментарий